Владимирский Сайт о Деньгах. Курсы валют, аналитика, статистика.




Бизнесмены

«Мульти»миллионер

Опубликовано: 10 августа 2009
«Мульти»миллионер
Бартерный проект Германа Стерлигова в стиле…
Конечно, Герман Стерлигов с его новостью — ОАО «Антикризисный расчётно-товарный центр» — давно уже не новость. Всё это началось прошлой осенью сразу после начала кризиса. Но только теперь, этим летом, Стерлигов добрался до нашей области. У нас открылось отделение «Антикризисного расчётно-товарного центра», была проведена пресс-конференция, были даны многочисленные интервью, в том числе и для CITYвого интернет-телевидения, которое, как известно, создаётся в рамках проектов CITY и CITYMONEY. По итогам этих событий мы публикуем этот текст, посвящённый осмыслению феномена Германа Стерлигова на экономическом пространстве Российской Федерации . Когда-то, в эпоху популярности Германа Стерлигова, то есть во время смутное и фантасмагорическое, были также популярны книги всяких продвинутых экономических шаманов и шоуменов с названиями типа «Экономика в стиле фанк», «Экономика в стиле джаз» и всё такое прочее. К этому типу, по нашему мнению, стоит отнести и героя нашего материала – талантливого, это без всякой иронии, экономического шамана- шоумена. Вот мы и попытались представить деятельность нашего героя в этой популярной стилистике, используя образы массовой культуры.

Экономика в стиле Скруджа МакДака
Герман Стерлигов появляется в определённые экономические периоды. Начало девяностых – кардинальное изменение политического строя, время экономической революции. Именно тогда, как мы помним, появилась товарно-сырьевая биржа «Алиса». Потом несколько лет затишья, и Герман Стерлигов появляется на сцене как политик – баллотируется в президенты, во всю занимается пиаром, талантливо используя очень громкие информационные поводы – например, вторжение американской армии в Ирак. Потом снова затишье. Стерлигов оказывается в глухом Подмосковье, занимается сельским хозяйством, начинает порицать вавилонскую цивилизацию и т. д. и т. п. Теперь Стерлигов в сложное время кризиса предлагает обществу выход из сложившейся экономической ситуации. Денег в экономике мало, нарастают неплатежи, и чтобы разрешить эту непростую ситуацию, Герман Стерлигов предлагает взять на себя посреднические обязанности в деле организации глобального бартера. Впрочем, Стерлигов напрочь отрицает, что то, чем он собирается заниматься, бартер. То есть дело обстоит так. Стерлигова спрашивают - то, что вы предлагаете, бартер? Нет, это не бартер, – отвечает Герман Стерлигов. А что же это? – спрашивают его в ответ. Стерлигов объясняет и даёт, в общем-то, описание схемы бартера. Есть, конечно, вероятность, что мы чего-то не понимаем, и Герман Стерлигов прав. Тогда мы были бы рады получить внятные объяснения и наконец-то понять. А то всё это на- поминает диалог со Скруджем МакДаком. В одной из серий мультфильма «Утиные истории» Скрудж появляется в шотландском килте и его спрашивают: «Это что, юбка?»
-Нет! – кричит оскорблённый МакДак, – это килт!
-А что такое килт? – спрашивают его.
-Это юбка! – ещё более раздражённо кричит Скрудж.
Этот диалог как нельзя лучше иллюстрировал образец мышления и деловой стиль великого мультипликационного капиталиста, прототипа всех нынешних.

Экономика в стиле Незнайки
«Приключения Незнайки» - потрясающая книга, настоящий учебник для детей по обществознанию. Действительно, там описаны многие типы устройств общества, от фаланстеров в духе Сен-Симона, в которых живут коротышки в Цветочном городе, до капитализма и межпланетной социалистической революции в «Незнайке на Луне», через матриархатно-патриархальное общество Зелёного города, куда Незнайка со товарищи попадает на воздушном шаре, и коммунизм Солнечного города. Так вот, в Солнечном городе Незнайка пояснял местным коротышкам, живущим в коммунистическом обществе, механизм экономических отношений его родного Цветочного города. Например, говорит Незнайка, мне нужен стол, я иду к плотнику и говорю, что мне нужен стол, взамен за него могу дать грушу. А плотник говорит, что ему груша не нужна, а нужен топор. Тогда я иду к кузнецу и предлагаю грушу в обмен на топор, а ему, кузнецу, нужна не груша а, скажем, рубашка. Тогда приходится идти к портному и, может быть, удастся поменять грушу на рубашку. Но, когда, поменяв всё и придя к плотнику с топором, может статься, что топор ему уже не нужен, он его уже выменял для себя. Вот и можно остаться с топором без стола и без груши. Стерлигов предлагает, по сути, возродить эту схему экономических отношений, только под своим чутким руководством. Мы задали вопрос по поводу Незнайки и его бартера Герману Стерлигову, он сказал, что у него будет всё не так… А как? При централизации бартер пойдёт, конечно, быстрее, но факт остаётся фактом, а бартер бартером.
Незнайка признавал, что в коммунистическом обществе всё проще и правильнее. Нужна тебе вещь, пошёл в магазин и взял. Даже не купил – коммунизм же, денег нет и не нужно, от каждого по способностям, каждому по потребностям. У нас, к сожалению, не коммунизм, и денежные знаки актуальны. Да и бесспорно, что экономика в стиле Цветочного города – архаизм, к которому не стоит возвращаться, даже на время, даже с помощью Германа Стерлигова. Интересно, какое бы имя придумал Герману Стерлигову Николай Носов, если бы ввёл в повествование коротышку подобного типа и с такими же целями, как у Стерлигова?...
 
Экономика в колониальном стиле
В детстве меня очень впечатлила книга и фильм «Белый шаман», про торжество советской власти на Чукотке и про сознательного белого шамана, скорее даже не шамана, а местного народного целителя и философа-гуманиста. Так вот, там мне особенно запомнилось, как нехорошие американские предприниматели вели меновую торговлю с аборигенами. Ставили вертикально, прикладом на стол, винчестер и клали шкурки песцов до самой мушки ружья. Когда достигали по высоте шкурки мушки – всё – ружье продано! Вот такой вот бартер. А потом этот нехороший американец у себя на родине менял эти шкурки песцов на доллары. При бартере стоимость товара всякий раз будет определяться участниками и посредником (Стерлиговым) сделки. А потом доход от этой сделки Стерлигов получит в виде денег. А кто его знает, сколько шкурок стоит винчестер и сколько стоит шкурка… Нас не прозрачность сделок волнует, а возможная глобальная путаница. Которая может ещё больше усложнить и без того непростую ситуацию в экономике. Стерлигов со своим «Антикризисным расчётно-товарным центром» здесь не нехороший американец и не наивный чукча, он не ружье и не песец, он сама эта ситуация, архаичная и тупиковая.
Впрочем, Герман Стрелигов всё же собирается вводить какие-то свои деньги, свой особый золотой, но говорить об этом подробно, во всяком слу- чае в беседе, отказывается, говорит, что вроде есть этот золотой, только показать не может.
 
Экономика в стиле «русский кибер-панк»
Помните фильмы про будущее? Там, в основном такой специфический антураж – сочетание футуристических достижений науки и техники и средневековой грязи. Машина времени, сделанная из каких-то ржавых листов железа, заляпанная краской, но с парой блестящих кнопочек, и, что самое важное, работающая. Из отечественных кибер панковских антиутопий ближе всего – «Кин-дза-дза» с пепелацами, гравицапами и транклюкаторами, как будто подобранными на свалке металлолома. Но это, так сказать, интернациональный кибер-панк. Существуют и национальные варианты этого эстетического явления. Вот Владимир Сорокин в романах «Опричник» и «Сахарный кремль» создаёт свой вариант русского кибер - панка, правда не такого ржавого и грязного, но зато с добавлением эстетики допетровской Руси. А так всё очень даже техногенно в мире, построенном в его романах. У Сорокина получился сплав приказа времён Алексея Михайловича Тишайшего, опричнины Ивана Грозного, наших политических реалий и гаджетов ближайшего будущего. Техника, в общем-то, такая же, как и у нас, разве что опции в ней попродвинутее.
 Так вот, к чему мы всё это… Герман Стерлигов сошёл как будто со страниц прозы Владимира Сорокина. С одной стороны, это вполне себе бизнесмен начала XXI века. С другой стороны, он ориентирован на доисторические экономические модели и морально-нравственные устои «Домостроя» и вообще, интернационалистские русско-православные ценности. Герман Стерлигов с помощью интернета собирается заниматься меновой торговлей, утверждает, пропагандирует модели семейных и общественных отношений наших прапрапрадедов. Плюс к этому Стерлигов воплощает собой абсолютно некапиталистические, скорее вассальные, модели отношений с властью, с государством. То есть готов – как утверждал он в беседе в нашей редакции – в любой момент передать контроль над своей кампанией в руки государства. Тут дело не в оценке этого действия. Может человек действительно патриот и так хочет помочь своей стране. Тут дело в самой стратегии мысли предпринимателя. Человек думает, что только государственные компании могут при- носить государству пользу, а частные нет. Точнее он думает, что так думает государство. Но так ли это? Почему частная компания, платящая налоги, приносящая доход, хуже, чем гос корпорация? Это во-первых. А во-вторых, в этой готовности «отписать всё имущество на государя» сказывается страх заниматься чем-нибудь предпринимательским на территории РФ. Получается так – мол, я ведь ничего, я это только так, я, в случае чего, сам всё добровольно, вот… Это всё очень в духе Московской Руси, когда всё в стране принадлежит царю- батюшке, который милостиво дозволяет холопам своим кормиться, но при этом не жиреть.
 
Экономика в религиозном стиле
Любимый мой философ-пародист и стилист- провокатор, Дмитрий Галковский, автор великого произведения «Бесконечный тупик», тоже, знаете ли, написанного в стиле кибер-панк, там постмодернистское по форме произведение (комментарии к несуществующему тексту) наполнено едва ли не черносотенным содержанием, писал о том, что русский человек – плохой коммерсант, поскольку рефлексия мешает ему преуспеть в этом. Галковский глумливо пишет от лица воображаемого предпринимателя: «Вот он сыру у меня ку- пил!.. А зачем он у меня сыр купил?! Эй, ты, ты за- чем у меня сыр купил?! Есть будешь, да?! ». Ну, и так далее, все более истерично, доводя продажу сыра до абсурдных метафизических и политических глубин. Не любит русский православный, каким себя считает и позиционирует Герман Стерлигов, капиталистических отношений. Вроде бы и зарабатывает что-то, да знает в то же время, что нехорошо это. Потому всё время на волю божью ссылается при объяснении тех или иных поступков. Сложно ему, наверное… или нет?
В этом смысле «проблемы» Германа Стерлигова очень напоминают «проблемы» мусульманских банкиров, выдающих специальные исламские беспроцентные кредиты (поскольку кредиты под проценты - грех) или «проблемы» иудейских банкиров, которым вроде бы тоже нельзя получать, по религиозным соображениям, процент с кредита, но с помощью сложной для понимания логической и риторической казуистики, всё-таки делающих это. Сам Стерлигов от этих традиций дружественных нам религиозных течений открещивается, аналогий не признаёт, да и процент с бартерных сделок, которые он обирается помогать заключать, брать будет, и процент этот, заметьте, в деньгах.
 
Экономика в стиле Винни-Пуха
Стерлигов тяготеет к меновой торговле, денег не любит, говорит, что скоро совсем этого зла на свете не будет, потому деньги свои вложил в мёд, 700 тонн этого вечного золота у него уже. Что ж, лучший подарок, по-моему, мёд, это и ослик сразу поймёт, даже немножечко, чайная ложечка – тоже уже хорошо, ну, а тем более – целый горшок…
 
На вопрос, кто финансирует проект, откуда деньги, Герман Стерлигов отвечал – из-под дуба! Наверное, из под того же самого, высокого-превысокого, в котором мёд («мёд» произносит точно с таким же придыханием, как и Винни-Пух). Во вся- ком случае можно с уверенностью сказать о про- екте Германа Стерлигова, который никогда не шумит просто так, - «Это «Жжжжж» неспроста».
 
Текст - Марк РЯБОВ





Деньги на карте Владимира




Новое на сайте

Все новостиВаша новость на FIN33

реклама на сайте

Комментарии