Владимирский Сайт о Деньгах. Курсы валют, аналитика, статистика.




Бизнесмены

Амбициозный миллионер

Опубликовано: 11 июня 2009
Амбициозный миллионер
Советский миллионер
Свой первый миллион Алексей Мельников заработал ещё при Советском Союзе. Надо сказать, заработал легально. Впрочем, слова «миллионер» он и сейчас старается избегать...
 
- Чувствую ли я себя миллионером? Самого понятия такого для меня не существует. Я уже был зрелым человеком, когда заработал такие деньги. Моё отношение к деньгам укладывается в следующее определение: "Требуется храбрость, чтобы их заработать, мудрость, чтобы их сохранить, и большое искусство, чтобы найти им правильное применение". Поэтому я всегда говорю "могу", но никогда – "хочу".

Человек действия
80-90-е годы стали переломными для всех активных людей, стремившихся заниматься Делом. Тогда Мельников, пожалуй, и принял первое судьбоносное решение.
 
- Я был молодым старлеем, получал 300 рублей в месяц, и в принципе можно было спокойно жить. Однако я ушёл в науку на должность аспиранта с окладом в 100 рублей. У меня уже была семья, но я понимал, что этот шаг даст возможность развиваться.
 
Это было время НТТМ (центры научно-технического творчества молодёжи) и кооперативов. В одном из таких центров Алексей Мельников поработал и успешно реализовал несколько своих изобретений за очень приличные деньги. Заработок намного превысил оклад аспиранта и "шабашки" в стройотрядах. А в 1987 году наш герой рискнул и сумел создать, а затем и возглавить первый некомсомольский центр научно-технического творчества, который в дальнейшем был преобразован в ООО "Посад". Проект оказался дачным. Название его неслучайно. С детства, увлекаясь историей, Мельников усвоил, что посад – это торгово-ремесленное поселение древнерусского города. Именно там жили люди, которые занимались Делом.
 
"Я ставлю перед собой амбициозные задачи и решаю их"
В конце 80-х юридическим лицам разрешили вести внешнеэкономическую деятельность. У многих предприятий, тогда ещё советских, накопились инвалютные рубли, но мало кто знал, что с ними делать. Стало ясно – пора учиться банковскому делу. За консультациями Мельников обращался во Внешэкономбанк и Центробанк. В результате в конце 1988 года "Посад" первым среди НТТМ -ов открыл инвалютный счёт. Это был следующий шаг к развитию.
 
- Логика экономического развития страны привела к необходимости создания биржи. Но как это работает? Опять провал в знаниях. Поехал в Чикаго, разобрался в механизме биржевых операций. Это помогло найти единомышленников, вместе с которыми мы инициировали создание Московской товарно-сырьевой биржи. Одновременно я стал одним из учредителей Российской товарно-сырьевой биржи, но остался работать в Московском биржевом комитете, будучи там одним из немногих "немосквичей". Всему тогда приходилось учиться заново. Помню, что в 1991 году нам в мастерской Большого театра сшили фраки –это был непременный атрибут биржевой жизни. Кстати, мой фрак очень пригодился в музее, где работает моя жена. Биржа заработала, она дала толчок к развитию фондового рынка. На базе знаний биржевых законов вскоре родилась Московская валютная биржа, затем РТС. Никто из учредителей не потерялся, все заняли достойные места.
 
В начале 1990-х годов страну захлестнула приватизация. Как работает фондовый рынок? Что такое учёт ценных бумаг? Весь персонал вновь созданной инвестиционной компании «Благовест» был уже обучен, и все имели сертификаты. За новыми знаниями Мельников опять отправляется в Америку, на этот раз в Нью-Йорк. Полтора месяца учится в Нью-Йоркском финансовом институте. Все семинары и практические работы про- ходили на Уолл-стрит, в GP Morgan, Lemon Brothers и City Group. Непрерывное улучшение и стремление к развитию стало девизом Мельникова.

Империя Мельникова
Самого большого размаха деятельности «Благовест» достиг в 1995 году, во время ваучерной и денежной приватизации. Инвестиционная компания была совладельцем в различном процентном соотношении в 107 приватизированных как акционерные общества предприятий во Владимирской области. Было принято принципиальное решение вкладываться только в предприятия Владимирской области. Однако с течением времени оказалось, что эффективность управления в большинстве компаний была низкой, а устремления руководителей во многом корыстными. Изменить ситуацию было сложно. Тогда бизнесмен Мельников получает ещё одно образование – юридическое – и становится первым кандидатом наук по гражданскому праву во Владимирской области. Это было необходимо для правового обеспечения бизнеса и приведения сделок в соответствии с постоянно меняющимся тогда законодательством.
 
- Первые акционерные собрания были похожи на профсоюзные, всё доказывалось не количеством акций и числом голосов, а мощностью децибелов в голосе. Не было пони- мания, как правильно вести бизнес. Управляющие воспринимали акционерные общества как свои частные компании и поступали в соответствии со своими личными интересами. Первое, что я сделал, обучил сотрудников «Благовеста» как антикризисных управляющих. И во многом благодаря этому удалось сохранить не только акции, которыми мы управляли, но и предприятия. Мы отстояли свои интересы, но это привело меня к мысли, что нужно сокращать объёмы притязаний и кон- центрироваться на чём-то одном. Сейчас рамки и границы империи - это "Автоприбор" и "АвтоТракт". В большей степени я занимаюсь "Автоприбором", отдав управление "АвтоТрактом" сыновьям, позволяя развиваться им как грамотным управляющим и становиться на ноги как бизнесменам.
 
Завод "Автоприбор" вошёл в сферу интересов Мельникова как одно из вложений после приватизации. Начиная с 1995 года было видно, что завод в буквальном смысле растаскивался. Такая "семибоярщина" творилась! Приход Мельникова на завод "Автоприбор" совпал с кризисом 1998 года. Полгода люди не видели зарплаты, задолженность по коммунальным платежам тоже исчислялась месяцами, например, за электроэнергию – 7 месяцев. И тем не менее, завод продолжал работать. Все накопленные долги в итоге были погашены. Ситуация была сложная - экономика предприятия на тот момент была задавлена бартерными схемами, расчёт вёлся автомобилями, холодильниками, консервами, мотокультиваторами и прочим. Предприятию требовались живые деньги. Завод спас девиз Алексея Мельникова - постоянное стремление к развитию. Все бартерные отделы на заводе вывели в самостоятельный бизнес. В конечном итоге до предприятия стали доходить живые деньги. Так, шаг за шагом "Автоприбор" под грамотным руководством Алексея Мельникова и его команды начал оживать. Известно, что производство автокомпонентов – одна из самых конкурентных отраслей. Приходится конкурировать и по цене, и по качеству. Кстати, сейчас производители автокомпонентов страдают от 166-го постановления о локализации производства иностранных авто, которое поставило их в абсолютно незащищённое состояние на рынке. Ведь, конкурируя за право поставки автокомпонетов, сборщикам Fiat, Ford и другим нужно привезти детали, которые производятся за границей. Автокомпонентщик везёт материалы, платит пошлину, работает на технологически более отсталом оборудовании. В результате производитель вынужден продавать продукцию гораздо дешевле своих зарубежных конкурентов, которые ввозят готовые изделия без пошлины. Например, когда Китай принял решение войти в ВТО, средняя пошлина на автомобиль была более 100%, а у нас даже 5% вызывали непонимание. Получилось так, что китайцы за очень короткий промежуток времени наладили производство автокомпонентов. Теперь они, как из кубиков, собирают новые автомобили. Это же несложно, если ты умеешь делать или подделывать эти компоненты. В 1991 году в Пекине были проданы первые 9 автомобилей в частные руки. И посмотрите, что такое Китай сегодня!
 
- В автопроме заложен огромный мультиплицирующий потенциал экономики. Благодаря автопрому развилась индустрия Германии и Кореи. Индия, Китай и Иран поставили на автопром  и преуспели. Всё дело в том, что были жёсткие защитные меры и чрезвычайный спрос. Необходимо создать благоприятные условия для производства машин у нас в стране и ввести пошлину на ввоз, стимулируя тем самым развитие национальной автокомпонентной отрасли. Иначе мы так и останемся страной, которая охраняет свои природные ресурсы и другого занятия у нас не будет. Хватит ли у нас сил защитить эти ресурсы? И надолго ли хватит, если у нас в руках берданки? Если защищать, то не только оружием, но и экономикой. А какие есть мультиплицирующие направления в современной экономике? Это автопром, строительство, и больше серьёзных, пожалуй, нет...
 
В 2001 году завод "Автоприбор" был гигантом по численности работников - почти 8500 человек. Завод содержал поликлинику, профилакторий, детский пионерский лагерь. Часть людей работала в клинической больнице. Существовал большой транспортный цех в двести с лишним единиц, собственная охрана, столовые. Предприятие стало выделять их в отдельные коммерческие структуры, некоторые из них умерли, но люди при этом не остались без работы. В результате отделение непрофилирующих направлений сделало предприятие более подвижным. Сейчас "Автоприбор" размещает заказы в 12 фирмах, загружая их на 50% мощности. С этими фирмами завод перешёл на договорные отношения. Это позволяет концентрироваться на собственных производственных проблемах. В этом плане "Автоприбор" действительно мультипликатор. Есть ещё одна черта, характерная для автомобилестроения. Это так называемый "менеджмент качества". Он направлен на то, чтобы все поставщики одинаково реагировали на новые технологии, работали в одном стандарте качества. Производители автокомпонентов, таким образом, действительно несут менеджмент качества в массы. На данный момент "Автоприбор" является информатором высоких требований для своих поставщиков и субподрядчиков. Нужно брать лучшее из того, что предложено.
 
- Есть два направления в развитии нашей отрасли: первое - быть лидером, получать премии за новизну идей и качество изделий. Второе - конкурировать по цене, что часто вынуждены делать российские предприниматели. В этой ситуации состояние предприятий только усугубляется: низкая зарплата и практически полное отсутствие инвестиционной возможности, потенциала развития. Из этого порочного круга нужно выбираться. Как вариант – поиск партнёров. Вот мы и ищем, с кем бы обняться, чтобы вместе быть более серьёзными. Сейчас на "Автоприборе" работает три совместных предприятия, и мы готовимся запустить ещё несколько. Выбор успешных и амбициозных партнёров существенно повышает возможности предприятия и укрепляет его конкурентные позиции.
 
"АвтоТракт". Через тернии - к звёздам
Начало "АвтоТракту" положил "Автоприбор". Новое предприятие было одним из бартерных отделов, выведенных в отдельный бизнес. Сначала это была торговля запчастями, потом – отечественными марками автомобилей, а сейчас "АвтоТракт" - лидер автомобильных продаж. В салонах "АвтоТракта" продаётся более половины автомобилей, реализуемых в области. Но здесь нельзя быть монополистами. Поэтому ни одна марка автомобилей не занимает больше 30% в объёмах продаж. Залог успеха - в разнонаправленности деятельности: широкая линейка авто, высококачественный сервис и грамотная работа с клиентами. Первоначальной задачей "АвтоТракта" было стать дилером автомобильных марок, собираемых в России на конвейерах, для которых "Автоприбор" поставлял продукцию. Первым после АвтоВАЗа стал Ford, затем - Nissan. Сейчас «АвтоТракт» - это 4 площадки по продажам автомобилей, в будущем планируется открыть ещё 3-5.
 
- Во многом строить бизнес мне помогали ощущения обычного автолюбителя. Для меня они были сродни зубной боли. Помню, как отец давал мне машину, но говорил: "Любой ремонт за твой счёт и в твоё время!" Для меня появление на станции ТО с самой пустяшной поломкой было пыткой. Когда я начинал этот бизнес, то основной задачей было сделать пребывание клиента в автосервисе максимально результативным и комфортным. Только руководствуясь этой идеологией можно строить успешный бизнес! Мы работаем для клиента и считаем за правило проводить мониторинг владимирских сайтов автолюбителей и поддерживать с ними обратную связь.

Кризис. Кризис
Есть проблема, которую нельзя не затронуть. Это кризис. Один из признаков пресловутого кризиса на заводе – затянувшиеся зимние каникулы. Но они закончатся на за- воде уже в начале февраля. Если говорить об автосалонах, то автомобили в "АвтоТракте" покупают, пусть чуть реже, но движение есть. Алексей Мельников считает, что кризис - явление вполне цикличное.
 
 - Кризис –это неудобно, но я рассуждаю как менеджер. Для меня кризис – вполне естественное экономическое явление. Это бывает, это должно быть. Однако, нужно помнить, что кризис обязательно пройдёт, и самое главное, если ты пережил подобные коллизии, то ты обязан это предвидеть. Что касается "Автоприбора", то мы два с лишним года назад поставили задачу и многое сделали для того, чтобы разработать целый ряд продуктов не для автомобильной отрасли. Таким образом мы уменьшили отраслевые риски. Что касается автомобильного бизнеса – мы спрогнозировали ситуацию ещё раньше.. Естественно, мы наблюдаем за рынками, общей мировой ситуацией. То, что кризис произойдёт, мы знали, но не предполагали, что он будет настолько глубоким. Так что меры предприняты были. Время распределения машин давно прошло. И сегодня ленинский тезис "Учитесь торговать" вполне актуален. Салоны "АвтоТракта" входят в тройку-пятёрку лучших по стране. А кроме машин, нужно уметь продавать услуги обслуживания. Консультанты должны доказать конкурентные преимущества именно нашего сервиса. Процесс обучения сотрудников идёт непрерывно. "АвтоТракт" стал первым в стране многопрофильным дилерским цент- ром, прошедшим сертификацию ISO 9001 (международный стандарт качества).
 
Дом, который построил Мельников
Свой дом миллионер Мельников начал строить только на пятидесятом году жизни. До этого тоже строил… кооперативное жильё для сотрудников. Сам с женой и двумя детьми в то время жил в двухкомнатной квартире на 30 квадратных метрах, как многие «не миллионеры». Последние 11 лет он жил в более комфортных условиях, построив первый в городе 10-квартирный дом нового типа. Но всё-таки это была хоть и большая, но квартира, а он продолжал мечтать о доме.
 
- Потребность в строительстве для меня – чувство генетическое, мои родители и деды – тоже строители. Мой дед украшал лепниной знаменитый особняк Саввы Морозова в Москве. Отец был завкафедрой строительного факультета. Для меня стройка – это отдых. Я люблю строить, созидать, делать что-то своими руками. Причём делать умею всё: от земляных работ до резьбы по дереву. По образованию я строитель, и в своё время даже зарабатывал этим. Я перетащил огромное число своих друзей и знакомых в Суздаль после того, как сам там поселился. Помогал в строительстве их домов, вёл эти стройки по сути как прораб. Заня тие стройкой - это удовольствие от принятых тобой взвешенных и рациональных решений, которые в конечном итоге дают крышу над головой друзьям.
 
Строительная деятельность нашего миллионера не закончилась только частным домостроительством. Его - Мельникова - можно по праву отнести к девелоперам нашего города.
 
- В наших условиях искусство удачного девелопмента основано на профессиональных знаниях и на взаимодействии с властями. Но так сложилось, что если не нарушаешь технологию и не идёшь вразрез с властями - не получаешь прибыли. Темой моей первой аспирантской работы был монолитный железобетон. Идеи этой работы я реализовал в проекте "Патриаршие сады". Этот дом стал первым монолитным зданием нашего города. С точки зрения новых методов строительства проект был успешным, но как коммерческий принёс убытки. Когда шло строительство, пытались ставить палки в колёса, задействовали чёрный пиар. Но я хочу заверить всех тех, кто купил там квартиры, что природные катаклизмы "Патриаршим садам" не грозят. Дом будет стоять не один век.
 
Ещё один проект, к которому Алексей Мельников имеет отношение, – это гипермаркет "Глобус". Благодаря огромным усилиям в преодолении административных барьеров и инвестированию финансовых вложений, исчисляемых десятками миллионов рублей, проект существует. Все коммуникации к "Глобусу" Мельников проводил за свой счёт. Но, как сам говорит, есть свой интерес – это развитие земли в том направлении. Подведённая инфраструктура облегчит дальнейшую застройку – жилые квар- талы, развлекательные и торговые центры, автосалоны.
 
- Мне хочется, чтобы каждый проект давал толчок для какого-то развития. А плодить дома из дешёвого силиката - это глупо и нерационально. Вот и получается, что мы живём в дешёвых домах, цена которых не соответствует их качеству.
 
Алексей Мельников – оборотная сторона медали
Личная жизнь героя нашего интервью нераздельно связана с работой. Он сам говорит о том, что счастлив тот человек, который воспринимает свою работу как любимое занятие.
 
- Я рад, что большинство моих соратников разделяют моё мнение. Например, суббота отличается тем, что на заводе я провожу только половину дня, и надеваю не костюм, а джинсы и свитер. Для меня отдых – это смена деятельности. В субботу я не работаю с графиками и цифрами, а предпочитаю общение в кругу единомышленников. Мы обсуждаем планы развития, стратегии, новые идеи. Воскресенье – выходной, стараюсь проводить время с семьёй. Мы, все четверо – очень занятые люди, поэтому так ценим любую возможность быть вместе. Сыновья пытаются реализоваться в бизнесе, получить учёные степени. А мы стараемся им помогать.
 
Отпуск наш миллионер может позволить себе не более чем на две недели, и отдыхает всегда только с семьёй. Эта традиция была положена ещё в начале 90-х, когда дети были совсем маленькими. География путешествий обширна – зарубежье и родные просторы.
 
- Мы стараемся чередовать поездки за границу и по России. Много где были, как говорят, "все Севера объехали". Петербург и его окрестности, Валаам, Соловки, Белозерск, Алтай, Сахалин, Кострома, неоднократно плавали по Волге. Как отец я чувствую себя счастливым человеком, потому что мои выросшие дети на- ходят интересным проводить отпуск в компании родителей. Очень часто мы выбираемся отдыхать с друзьями, которые тоже берут детей.
 
В планах - побывать на Камчатке, Байкале. А ещё есть большая мечта – поехать в Мексику, посмотреть на остатки цивилизации инков. Мельниковы не любят просто лежать на пляже. Глава семейства убеждён, что отдых всегда должен быть познавательным. Поэтому - да здравствуют походы, экскурсии, акваланги, рафтинг, горные лыжи!

Эпилог
Алексей Мельников уверен в правоте гения автомобилестроения Генри Форда: "Главная цель капитала – не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни".
 

Беседовал - Евгений ЕРОФЕЕВ. Фото - Владимир ФЕДИН 
 





Деньги на карте Владимира




Новое на сайте

Все новостиВаша новость на FIN33

реклама на сайте

Комментарии
САПЕМ-ИНВЕСТ еще.