Владимирский Сайт о Деньгах. Курсы валют, аналитика, статистика.




Глоссарий

Бюджет

Опубликовано: 12 сентября 2009
Банкомат. На пластиковой карте все 16 тысяч зарплаты. Николай Васильевич набивает сумму и снимает всё сразу. Ему, фрезеровщику с двадцатилетним стажем, так проще рассчитать свой бюджет. На двоих с женой набегает от силы 25. Вечером за круглым столом под жёлтым абажуром они ещё раз уточнят доходную часть бюджета, а потом будут корпеть над расходной: учесть нужно всё, иначе образуется жёсткий дефицит. Неплохо бы в стабфонд отложить, кризис всё-таки… Скорее всего семейный финансовый документ будет принят уже в первом чтении. Депутатам Госдумы обычно требуется целых четыре...
 
Бюджет (от старонормандского bougette —кошель, сумка) –схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Это важнейшая концепция в микро- и макроэкономике (государственный бюджет). Wikipedia.ru Бюджет –в РФ –форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Finam.ru
 
Бюджет «напрягся»
   Бюджет страны на 2010 год будет напряжённым», – завил на днях премьер. Владимир Путин отметил, что, начиная с июня, объёмы промышленного производства в России растут, цены на российские экспортные товары тоже, и вроде можно рассчитывать на дополнительные до- ходы, но всё это лишь «робкие и неопределённые» сдвиги. И хотя главный экономист страны Эльвира Набиуллина официально доложила премьеру об окончании кризиса, он не спешит отказываться от антикризисной направленности главного финансового документа. Путин поручил кабинету министров до внесения бюджета в Думу провести дополнительные консультации с парламентом. Бережёного Бог бережёт.
Обычно бюджет уходит к депутатам не позднее 26 августа. Но в этом году сделали исключение. Свои коррективы внёс всё тот же финансовый кризис. Ещё в весеннюю сессию народные избранники приняли поправки в Бюджетный кодекс РФ. Согласно им, проект бюджета будет внесён в Госдуму не позднее 1 октября. До этого времени над ним в поте лица своего работает правительство.
 
Бюджет в процессе
   Сам бюджетный процесс – крайне трудоёмок. Всю тяжесть сотен страниц потом испытывают на себе депутаты. Это легко увидеть в любых новостях из Госдумы во время чтений главного финансового документа страны. Толстые белые книги в руках законотворцев – это он, бюджет. Поговаривают, читают их далеко не все.
Федеральный бюджет формируется в два этапа. На первом этапе федеральные органы исполни- тельной власти разрабатывают сценарные условия экономического и социального развития на год. Они отражают в себе главные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики. Дальше «сценарий» идёт на стол к чиновникам из правительства. После его одобрения Минфин разрабатывает основные характеристики бюджета (это общий объём доходов, расходов и дефицит бюджета), распределение расходов бюджета, проектировки основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. После этого бюджетные проектировки направляются федеральным органам исполнительной власти для дальнейшего распределения средств по конкретным получателям. А органы исполнительной власти субъектов феде- рации информируются о методике формирования межбюджетных отношений РФ с субъектами РФ на очередной финансовый год.
   Уже на втором этапе формирования бюджета федеральные органы исполнительной власти распределяют предельные объёмы средств по показателям функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств. Также формируется перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федеральной казны.
   После всех уточнений, рассмотрений и одобрений проект федерального закона о федеральном бюджете вносится в Государственную Думу. Как уже говорилось выше, обычно документ про- ходит четыре чтения. Первые – самые торжественные. Перед депутатами выступают делегаты от правительства, представители профильных комитетов и председатель Счётной палаты. По их результатам парламент должен решить – принять или отклонить законопроект. Если большинство присутствующих сказали «да», Дума принимает постановление «О принятии проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в первом чтении». Тем самым утверждаются основные характеристики федерального бюджета. После этого назад ходу нет: депутаты больше не могут самостоятельно увеличивать его доходы и дефицит. Если законопроект Госдуму не устраивает, документ возвращается на доработку. Парламент даже может поставить вопрос о доверии правительству страны.
   15 дней – столько есть у народных избранников, чтобы рассмотреть проект бюджета во втором чтении. На этом этапе утверждаются расходы и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Третье чтение – это распределение средств этого фонда, утверждение основных показателей оборонного госзаказа и расходов на финансирование федеральных целевых программ. Лишь в четвёртом чтении законопроект голосуется в целом. Когда работа Госдумы закончена, проект бюджета переходит в руки Совета Федерации. Лишь после одобрения сена- торов документ попадает к Президенту. За подписью главы государства бюджет представляют народу. Само собой информация до конечного потребителя доходит купировано, через СМИ и интернет.
   Бюджет для государства – что вторая конституция, только финансовая. Потому за его исполнением зорко следят контрольные органы. Ошибки здесь могут дорого обойтись. Однако конкретные формы ответственности за нарушение бюджета не предусмотрены. Просто потому, что не может быть ответственности у коллегиального органа. Единственная ответственность – политическая. Теоретически парламент может потребовать от- ставки правительства, потому что исполняет бюджет в целом правительство.

Бюджетное обрезание
   И всё же бюджет может меняться. В этом году слово «секвестр» по отношению к главному финансовому документу государства употреблялось как никогда часто. Кризис внёс серьёзные коррективы, чем-то пришлось пожертвовать. Весной был скорректирован бюджет на 2009 год. Расчёты на 2010-й тоже претерпели изменения. В своём бюджетном послании Дмитрий Медведев призвал экономить на всём, но приоритет сохранить за социальной сферой.
СЕКВЕСТР (от лат. seqvestro – ставлю вне, отдаляю) – сокращение расходов при исполнении отдельных статей или всего государственного бюджета. Обусловливается разными причинами: просчётами при составлении бюджета, возникновением форс-мажорных обстоятельств и др.
Во избежание глобального секвестра правительство объявило всеобщую мобилизацию доходов. Радикальные меры должны дать в следующем году порядка 144 миллиарда рублей дополнительных доходов. Прежде всего планируется с 1 января 2010 года по 1 февраля 2012 года отправлять доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в федеральный бюджет, а не на формирование этих фондов. Только в следующем году это даст 77,9 миллиардов рублей. Ещё 20 придут от Центробанка. Правительство предложило увеличить норму перечисления в федеральный бюджет прибыли, полученной Банком России, с 50% до 75%. Не менее важным шагом станет изменение в системе начисления налога на добычу нефти и газа. Централизация доходов от НДПИ увеличит доходы федерального бюджета не менее чем на 46,5 миллиарда рублей.
Впрочем, чиновники полны оптимизма: улучшены прогнозы по росту ВВП и ценам на нефть. Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин заявил, что дефицит бюджета в 2010 году может составить 6,8% ВВП против прогнозируемых ранее 7,5%. Он также сообщил, в следующем году баррель будет стоить 58 долларов вместо ра- нее озвученных 55 долларов. Эти дополнительные доходы позволят уменьшить использование Фонда национального благосостояния, который ещё пригодится для других целей.

Бюджет по президенту
   Бюджетное послание президента вдохновило и региональных чиновников. Ведь рекомендации сверху –почти приказ. При подготовке проекта бюджета Владимирской области на 2010 год власти руководствовались основными принципами, высказанными главой государства: консервативный подход к формированию бюджета, сдерживание государственных расходов, запрет на решения, влекущие рост неэффективных затрат, и поддержание макроэкономической стабильности. Как и велел Дмитрий Медведев, особое внимание уделили «социалке». В будущем году расходы на неё вырастут на 10%. Их доля в проекте перешагнула пятидесятипроцентный порог и составила 60%. Пришлось прикрыть ряд целевых программ. Губернатор Николай Виноградов заявил: «Задача стоит именно так: нет выполнения показателей эффективности программы — нет её финансирования». Как говаривал директор бюджетного бюро США Морис Станс: «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарований».

Текст –Серж МОРЖОВ





Деньги на карте Владимира




Новое на сайте

Все новостиВаша новость на FIN33

реклама на сайте

Комментарии