Бизнес-план животноводческой фермы
Неблагодарная тема для бизнес-планов это сельское хозяйство. Столько уже здесь прожектов понастроено, а воз и ныне там. В начале 90-х в средней полосе хотели даже страусов разводить или кенгуру. Но и экзотика не спасла российское сельское хозяйство. Все по-прежнему, аграрии несут убытки, перекупщики выкручивают руки, диктуя свои закупочные цены. Ситуация далеко не патовая. Выход есть, нужно создать концерн, таким образом объединить всю цепочку от производителя до потребителя. И это мы попробуем сделать на примере овцеводческого торгово-производственного комплекса.
Брендинг- первейшая вещь
Итак, выращивая баранов, мы выходим сразу на четыре рынка: продовольствие, одежда, общественное питание, товары для сна. Поскольку реализацией всей продукции будем заниматься самостоятельно, то без активных PR и маркетинговых мероприятий не обойтись. Необходимо создать следующий образ, что баранина — это как минимум вкусно и полезно, изделия из шерсти и овчины — престижно, стильно и экологично. Конечный потребитель ваших маркетинговых изысков — это обычные люди, обычные домохозяйства. Только так можно выстроить свою брендинговую политику и диктовать цены, заявляемые вашим товарным знаком. В процессе создания бренда нет мелочей, любое несоответствие разрушит даже старательно создаваемый образ. Кроме фермы здесь должна присутствовать хладобойня, цех по переработке мяса и небольшая швейная фабрика. И, напоминаю, весь комплекс должен выступать под единым брендом. Так сложилось, что продукты овцеводства ныне в дефиците. Скорее всего, ситуация возникла из-за недостаточного предложения. Ведь Владимирская область не традиционный регион для разведения баранов. На фоне этого дефицита и дороговизны и можно сваять ореол модности и престижности вокруг всего связанного с продуктами овцеводства. Не стоит забывать, что отсутствие узкой специализации и подобное распыление на все подряд сферы увеличит себестоимость и уменьшит производительность труда. Но мы ставим себе цель заработать на всех продуктах овцеводства, ни чего не отдавая оптовикам или перекупщикам.
Нулевой цикл
Начинается столь масштабный бизнес всегда с такого же масштабного строительства. Эффективнее все разместить в едином комплексе. Соответственно, нужно предусмотреть место для содержания стада, помещения для стрижки, хладобойню, мясной цех, швейный цех, магазин и так далее. Здание ресторана неплохо будет определить где-нибудь в черте Владимира. Вне посредственной близости от комплекса должны быть угодья для выпаса овец. В наших широтах рассчитывают около 7-8 голов на 1 га лугов. Экономическая эффективность начинается с отметки в 3000 голов. Соответственно, нам необходимо 400-500 га земли. При этом было бы неплохо подобрать территорию с уже готовой инфраструктурой, чтобы потом не разоряться на ее организацию. При желании реально найти полуразрушенный колхоз поблизости от города.
Для разведения оптимально будет взять две породы: романовскую (овчинно-мясную) и ставропольскую (шерстную). Сколько бы ни говорили про минусы романовской породы, но она дает максимальный приплод, а следовательно наивысшую мясную продуктивность.
От номенклатуры к ассортименту
Овцеводство дает сырье для многих отраслей. Остановимся на основных. Первое — это конечно мясо баранина. Усваивается оно лучше свинины и говядины, холестерина в нем в разы меньше. Ягнята очень быстро растут, на 1 кг прироста массы затрачивается всего лишь 5-6 кормовых единиц. Овечья шерсть – незаменимое сырье для швейной промышленности, она легкая и прочная. Обладает отличными теплоизоляционными и гигиеническими свойствами, хорошо прядется, красится и свойлачивается. Овчины идут на куртки, дубленки, дешевле и качественнее материала не найти.
Основной продукцией мясного цеха станут как разделанное и упакованное сырое мясо, так и различные колбасы, шашлыки, мясные рулеты и т.д. Часть пойдет на реализацию через фирменный магазин, часть станет основой меню специализированного ресторана.
План продаж мясной продукции
| Цена, руб. 1 кг | Среднегодовой план, кг | Выручка, руб. |
Баранина | 210 | 90000 | 18900000 |
Тушка молодого ягненка (до 20 дней) | 3100 | 150 | 465000 |
Задок бескостный (жиго) | 320 | 1500 | 480000 |
Задок на кости | 235 | 1670 | 392450 |
Корейка баранья (8 ребер) | 1150 | 7500 | 8625000 |
Корейка баранья (10 ребер) | 800 | 6500 | 5200000 |
Корейка баранья (13 ребер) | 480 | 4300 | 2064000 |
Корейка баранья б/к | 920 | 3600 | 3312000 |
Седло баранье | 360 | 7400 | 2664000 |
Голяшка задняя на кости | 190 | 4850 | 921500 |
Голяшка баранья н/к (передняя) | 150 | 3920 | 588000 |
Шашлык бараний | 220 | 5000 | 1100000 |
Триминг 70/30 в полиблоках | 140 | 650 | 91000 |
Баранина б/к п/бл | 145 | 1450 | 210250 |
| | ИТОГО | 44053200 |
Из овечьей шерсти получаются замечательные подушки и одеяла, которые обладают термо эффектом, они охлаждают летом и греют зимой.
Овчина станет сырьем для серии одежды, опять же объединенной под одним брендом. Здесь все уже зависит от фантазии, кроме дубленок можно производить куртки, жилетки, сумки, перчатки и даже обувь.
Единственное, что еще стоит отметить, окупаться такое масштабное производство будет не один год. Это серьезные инвестиции на длительный срок. Потребуется немало усилий, чтобы сделать подобный бизнес прибыльным.
Текст — Александр КЮННАП